Сайт управляется системой uCoz
 
Тет-а-тет с примадонной



Официально

Людмила Травкина родилась в Омске. Окончила Омское театральное училище. Работала в Омском театре музыкальной комедии. В Северском музыкальном театре - с 1976 года. В репертуарном листе более 130 ролей. Четырежды лауреат областного театрального конкурса «Маска» («Травиата», «Баядера», «Примадонна», «Бал в Савойе»). В 2000 году в областном конкурсе «Человек года» признана лучшей в номинации «Актер года». В 2001 году была членом жюри «Сибирской романсиады». Пела в Колонном зале Дома союзов в Москве. В 1991 году Травкина получила звание заслуженной актрисы России, а в 2007 году ей присвоено звание народной артистки России.


Неофициально

Любит печь пироги, собирать грибы. День рождения встречает в лесу. На огороде выращивает сливы и вишни. Свободное время предпочитает проводить в обществе внуков, дочери, сына, мужа и любимого дога Графа и сибирской кошки Машки.

Мы коротали время за столиком аэропортовской кафешки, ожидая рейса на Томск. Раз десять, не меньше, меня так и подмывало включить диктофон. Людмила Федоровна просто так, в дорожной беседе, рассказывала такие подробности из своей жизни, которые с трудом добывает журналист, пишущий об известных людях. Но внутренний голос запрещал и предостерегал от этого неверного шага. Казалось, достань я эту машинку для пыток, и вмиг доверительная атмосфера испарится, улетучится, а непринужденная беседа давно знакомых людей превратится в банальное интервью.


Подарки судьбы

И еще неизвестно, услышала бы я, как в Волгограде на гастролях она познакомилась с Олегом Далем.
- Олег был знаком с нашими артистами балета, поэтому он подошел к нашему столику в ресторане. Он был одет в тельняшку особого покроя – рукава были раструбами. И в одном из рукавов он проносил в ресторан водку…

И, возможно, никогда не узнала бы, что Кола Бельды, который всю страну готов был увезти на оленях в тундру, дарил ей цветы.
- Мы работали с ним вместе на концерте в Петропавловске казахстанском. Жили в одной гостинице, и он всех женщин, всех девушек угощал то шоколадками, то напитками, одаривал цветами и вообще оказался очень галантным кавалером…

В том, что один артист встречается на гастролях или где-то на концертной площадке с другим артистом, нет ничего удивительного. Такова профессия. А то, что одного знает город, область, а другого вся страна или даже мир – это превратности судьбы. Играй наша Людмила Травкина в театре Московской оперетты, ее слава была бы не меньше славы Татьяны Шмыги. Ибо природой и родителями Людмиле Федоровне были дарованы и замечательное лирическое сопрано, и красивая внешность, а актерскому мастерству она училась у лучших педагогов страны.

Ее талант и высокое мастерство были отмечены не только званиями и победами в профессиональных конкурсах. В среде профессионалов оценка коллег с мировым именем значит порой не меньше, чем почетная грамота Министерства культуры. Когда года два назад Травкина пришла на мастер-класс Любови Казарновской, оперная дива была удивлена: «Зачем тебе учиться?! Людочка, у тебя все в порядке. Ты будешь петь еще долго». А Галина Преображенская, художественный руководитель «Романсиады», впервые услышав романсы в исполнении Людмилы Травкиной, тут же решила, что Людмила Федоровна обязательно должна петь в заключительном концерте, на сцене Колонного зала. И в 2003 году Травкина пела в Москве.

Благодаря романсам солистка Северского музыкального театра познакомилась с народным артистом Аристархом Ливановым, который возглавлял жюри «Сибирской романсиады». А с народными артистками Ларисой Курдюмовой, солисткой музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, и Светланой Варгузовой, солисткой Московской оперетты, которые тоже «жюрили» конкурсантов «Романсиады», не просто познакомилась, но и подружилась. Чтобы поддержать Людмилу Федоровну на гала-концерте, которым завершались Дни культуры Томска в Москве, они пришли в театр Et Cetera 26 ноября.

А двумя днями раньше судьба подарила Людмиле Федоровне встречу с Галиной Вишневской, перед талантом и гражданским мужеством которой она всегда преклонялась, у которой училась. В этом и призналась Травкина Галине Павловне.

Эта нечаянная радость, с одной стороны, окрылила, а с другой - заставила поволноваться перед выходом на сцену Центра оперного пения чуть больше, чем обычно. Впрочем, опыт помог справиться с волнением, и Людмила Федоровна на чистом пиано исполнила «Аве Марию» Канчини. Хотя, казалось бы, зачем волноваться? Эта ария давно в ее репертуаре. Людмиле Федоровне доводилось исполнять и более сложные произведения – она пела партии Татьяны в опере «Евгений Онегин», Виолетты в «Травиате», мадам Баттерфляй в «Чио-Чио-Сан».

- А я все равно волнуюсь, хотя 35 лет на сцене. И ничего не могу с собой поделать. Перед концертом духовной музыки переживала потому, что недавно перенесла воспаление легких, и голос не до конца восстановился.

Даже после завершения Дней культуры, после гала-концерта, где Травкина блистательно исполнила «Вальс при свечах», да еще и провальсировала несколько туров с Сергеем Киреевым, она не могла себе позволить расслабиться на фуршете. Груздочки со сметанкой – да, салат из креветок – да, стерлядь копченая – да, а вот от спиртного, даже от глотка шампанского, отказалась категорически. «Не могу, не уговаривайте, у меня впереди еще премьера и бенефис. Вот когда отработаю их – тогда выпью шампанское».


Вводы и выводы

Премьера «Летучей мыши», где Травкина играет одну из главных ролей - Розалинду, состоялась 29 ноября, на следующий день после возвращения из Москвы. Для Людмилы Федоровны это уже четвертая встреча с популярной опереттой Штрауса. В молодости она играла Адель, потом ввелась в Розалинду.

- Это был срочный ввод, без репетиции с оркестром, сразу на зрителя, - вспоминает Людмила Федоровна. – Театр был на гастролях в Юрге, и актриса, которая играла жену Генриха, заболела и улетела на операцию. Режиссер пришел и сказал: «Будешь играть ты». Сегодня моя Розалинда уже другая. Я повзрослела, помудрела, и моя героиня тоже. Она уже не глупенькая жена, которую легко обманывают Генрих и Фальк. Она - умная женщина, которая принимает вызов. В Розалинде просыпается актриса, которая дремлет в любой женщине, и моя героиня начинает свою игру…

Срочных вводов в творческой судьбе Травкиной было много. Собственно, и ее сценическая звезда взошла благодаря вводу. Еще в Омске, когда Людмила училась в театральном училище, а подрабатывала в Омской оперетте, как-то заболела солистка. Из всех артистов только студентка Травкина оказалась готовой выйти в роли Оли в оперетте «Верка и алые паруса». Впрочем, случай объясняется просто: все спектакли будущая примадонна смотрела из-за кулис. И выучила роли наизусть.

Ее молодое обаяние и органическое существование на сцене были замечены театральными критиками почти с первых спектаклей. Виктор Калиш, театровед, один из лучших знатоков российской театральной провинции, первым заметил талант Травкиной, поддержал и до конца жизни называл ее только уменьшительно-ласкательным именем Людочка.


Пенелопа ткет свой ковер

После сыгранных ролей в классической оперетте, в музыкальных спектаклях, где были созданы образы современниц, настало время, когда уже специально на Людмилу Травкину режиссеры, в том числе и московские, начали ставить спектакли. В 1997 году в репертуаре Северского театра появился спектакль «Примадонна» в постановке Инары Гулиевой, заслуженной артистки России, на музыку Оффенбаха. Судьба Гортензии Шнайдер очень напоминала судьбу ее исполнительницы. И счастливые случаи, и блистательные роли, и любовь, и зависть, и интриги…

В 2000 году, когда Людмила Федоровна вернулась из гастрольной поездки по Греции и Кипру, она уговорила Олега Портнягина поставить мюзикл Александра Журбина «Пенелопа».

- Как известно, Пенелопа ждет своего Одиссея 20 лет, и все эти годы она хранит ему верность. А в мюзикле моя Пенелопа неожиданно влюбляется в другого человека. Но своей любовью она жертвует ради долга. Когда играла Пенелопу, я вспоминала, как пела на арене древнегреческого театра. До сих пор помню, как от трепета и от радости, от сознания того, что я, провинциальная девочка, которая начинала с того, что пела в церковном хоре, прикоснулась к древнему высокому искусству, у меня даже слезы на глазах выступили…


Татьяна Веснина
"ТОМСКИЙ ВЕСТНИК"
№ 237,
21 Декабря 2007 (Пятница)

<